От Одиссея до Джека Воробья или Сиквел как явление неистребимое
Современное кино состоит из сиквелов и римейков на добрую половину. Последние несколько лет дают нам особенно яркие тому примеры. «Шрек», «Пираты Карибского моря», «Матрица», «Человек-паук», «Такси» - редкий удачный фильм не влечет за собой неминуемого продолжения. Вполне возможно, что римейк ждет и скандально известный «Фаренгейт 9/11». «300 спартанцев» - и те представляют собой римейк более старой картины. «Властелин колец», «Хроники Нарнии» и «Гарри Поттер» не в счет – все-таки экранизация. А вот о «Крепком орешке», «Звездных войнах» или «Терминаторе» говорить не приходится. Взглянуть на недалекое прошлое – и мы увидим четыре «Смертельных оружия», три «Робота-полицейского» - не говоря уже о бессмертном Агенте 007. Будущее изменений не предвещает.
Причины тому намного сложнее, чем может показаться. Конечно, проще всего списать все на деловой и прагматичный характер нынешней киноиндустрии, и на возможный кризис жанра, и на многое другое. Однако стремление авторов давать не отпускать героев на покой, придумывая им новые и новые похождения, старо как мир. Таковы уж особенности массовой культуры – и не только массовой. У каждого более или менее развитого народа сложилась своя мифология, свои сказания о героях и мудрецах. И что интересно – практически у всех формирование такого народного достояния происходило, в общем, по одной схеме, которая не слишком отличается от той, что мы видим в наши дни. Со времен Гомера в мировой литературе (которая до двадцатого столетия играла роль массовой культуры занимала в сердцах людей место кинематографа) имели место и римейки, и сиквелы – все то, что мы привыкли считать бичом современного кино.
Троя-2: Одиссей возвращается
Именно так мы бы назвали то, что преподнес Гомер эллинам три тысячи лет тому назад. Славная и зрелищная битва, в которой имело место множество подвигов, да еще и пробуждает в слушателях чувство гордости за своих предков – не мудрено, что «Илиада» древними греками была чуть ли не канонизирована. И вот, оказывается, к ней есть продолжение! Правда, нам неизвестны все подробности создания гомеровских поэм, однако факт остается фактом: популярнейшее произведение в греческом мире имело продолжение. Интересно еще и то, что спустя несколько веков для укрепления престижа Рима и императора Вергилий пишет «Трою-3» - знаменитую «Энеиду», в которой один из троянцев выживает, бежит с товарищами по морю и в конечном счете основывает Рим… Как не вспомнить «Терминатора» - третья часть также была создана для поднятия престижа одного политика.
А если уж говорить о супергероях, то как не вспомнить Геракла, которому приходилось совершать все новые и новые подвиги во славу богов и на радость слушателям и читателям.
Перенесемся на пять столетий вперед. Вождь бриттов Арторий разбивает войско завоевателей-саксов в битве при Бадоне – победа, мало что изменившая на острове. Однако бриттам и этого было достаточно. Поскольку других крупных побед на их счету не числилось, воспевать то, что есть. И слагаются в Корнуэльсе песни о славном Артуре, наделяя героя все новыми и новыми добродетелями. И вот уже победа при Бадоне становится далеко не единственным подвигом Артура, и вот он уже король всей Британии, а там уже и половины Европы. Приключения достославного героя все множатся и множатся, и за «Артуром-2», «Артуром-3» и прочими продолжениями теряется ядро, вокруг которого и начала формироваться легенда. Сиквелов и песен про Артура оказалось столько, что «первая часть» до нас уже не дошла. И, как ни странно, создание продолжений к приключениям Артура не прекращалось с веками. Эстафету у валлийцев перехватили французы (Кретьен де Труа) и немцы (Вольфрам фон Эшенбах), а затем – и англичане (Томас Мэлори). При этом образ короля обрастал все новыми и новыми приключениями, а круг его рыцаре становился все шире. Артуриана, приостановившаяся было в 17-18 веках, в последующие времена расцвела с новой силой. Последний фильм (это который с римлянами, сарматами и саксами) подозрительно напоминает «Бетмен: Начало» - здесь также рассказывается полузабытая история о том, как герой стал тем, кем он вошел в историю.
И, надо сказать, Артур в этом был не одинок. У французов был свой герой – Карл Великий, вокруг которого вырос целый поэтический цикл из «жест» - песен о героических деяниях. У нас он не особенно известен, поскольку на русский и украинский языки переводилась лишь одна из его частей – «Песнь о Роланде», прекрасная во всех отношениях. Когда количество приключений на душу героя превысило все нормы, все рыцари Карла Великого геройски погибли, а сам Карл отправился вслед за ними, но уже от старости (что поделаешь, история), франкские труверы стали писать продолжение. События происходили в правление сына Карла – Людовика Благочестивого – а героем новой многосерийной эпопеи стал рыцарь Гийом Оранжский, совершивший множество славный подвигов. Из этого цикла в БВЛ выходило в русском переводе «Коронование Людовика» и «Нимская телега». Эти поэмы были куда «слабее» песен о Роланде и Оливье. Написаны они были в том же стиле, но слишком уж много было в поэме подражаний. Что поделаешь – сиквелы на то и сиквелы, чтобы оказываться хуже «первых частей». Не всем дано быть такими удачливыми, как Вергилий. Да и вскоре после создания новой эпопеи начался Первый Крестовый Поход, прочно занявший первое место в тогдашней литературе – как латинской, так и французской…
А продолжения к популярным романам и повестям продолжали писаться снова и снова – в Средние Века, в Новое время. Не избегли сиквелов ни Дитрих Бернский, Робин Гуд, ни богатыри Киевской Руси, ни «Робинзон Крузо» Дефо, ни «Три мушкетера» Дюма, ни «Сага о Форсайтах» Голсуорси, ни «Тимур и его команда» Гайдара. И если «Двадцать лет спустя» оказались относительно достойным продолжением, то о «Робинзоне» такого не скажешь. А как же Соколиный Глаз Фенимора Купера, ставший героем целого цикла романов о завоевании Америки?
А в основе всего этого лежит простое и старое как мир желание читателя снова встретиться с любимыми героями, снова насладиться увлекательными приключениями и славными подвигами. И если герой оказывается более живуч, чем создатель его предполагал в самом начале, то писателю это только плюс. Но – не зря Пушкин не стал писать продолжений к Онегину, а Толкиен – отправил всех эльфов подальше из Средиземья, дабы неповадно было Кольцо из вулкана назад вынимать. Ох, достанется Перумову на том свете…
Новый «Зигфрид»
Еще одно свойство массовой культуры – умение «перепевать» старые, но популярные истории – естественно, перепевая весьма вольно. Примеров тому в истории массовой культуры не меньше – удачные сюжеты всегда были в почете у читателей. В литературе Средневековья можно найти множество тому примеров, но остановимся на одном, самом известном. Наиболее древняя литературная обработка его встречается в «Старшей Эдде». Герой Сигурд, победитель дракона Фафнира, убит братьями своей жены, которая впоследствии убивает негодяев, заманив их в ловушку у короля Аттилы. Кто только не перепевал эту историю, не делал ее римейк! И «Эдда», и исландские прозаические саги, а в Средние Века была написана монументальная «Песнь о Нибелунгах» плюс множество прозаических историй «О роговом Зигфриде». В 19 столетии историю Зигфрида «экранизировал» Рихард Вагнер, создав бессмертную оперную тетралогию (между прочим, пошел по пути Питера Джексона – не вмещал все в одну часть, а растянул на несколько). Ну, и в кино «Нибелунгов» ставили неоднократно, и последняя экранизация оказалась весьма и весьма толковой.
Чего не скажешь о нескольких десятков «Анн Каренин», из которых режиссеры обычно делали шаблонную мелодраму с любовным треугольником. Исключение составляет разве что последняя западная экранизация с Софии Марсо, но фильмы о русских у американцев никогда не получались – как и у русских фильмы об Америке.
Многократно перепевали и отдельные сюжеты из Артурианы, и средневековый сатирический «Роман о Лисе», и многие другие сюжеты. Истоки такого «ксерокопирования» лежат там же, где и корни сиквеломании – в привязанности читателя к героям и событиям. Но только здесь герой неотделим от сюжета и сам по себе не воспринимается. Филеас Фогг, гладиатор Максимус – равно как и Зигфрид – запомнились читателю и телезрителю исключительно в связи с их деяниями. Всем хорош «Гладиатор», но что еще можно сказать о Максимусе? Прелесть фильма – в перипетиях сюжета, а не в шарме героя. Очарование Сигурда-Зигфрида было в его трагической судьбе и кровавой мести супруги убитого. Прелесть Парсифаля – в его устремленности к Граалю. Поставь на его место любого другого рыцаря (что впоследствии и сделали) – и история не утратит своей притягательности.
Точно так же троянцы и ахейцы теряют свой шарм отдельно от трагических событий «Илиады», поэтому Вергилий написал сиквел исключительно в силу политических обстоятельств. Впоследствии эти истории лишь перепевали – в «Романе о Трое», в «Энеиде» Котляревского, в фильмах «Елена Троянская», «Троя» и «Одиссей». Правда, приключения детей Энея нашли отражения в Средние Века – от них вели свое родословие и франки, и бритты… А скандинавские боги в «Младшей Эдде» вели родословие от «Приама, верховного конунга Трои». Троянцы переоделись в кольчуги и бацинеты – и пришли в Средневековье. А в эпоху Ренессанса Торквато Тассо перепевает историю Первого Крестового Похода в поэме «Освобожденный Иерусалим». А Вальтер Скотт обращается к поэтической хронике о Ричарде Львиное Сердце…
Успех и притягательность сюжета обеспечивает ему многократные перепевы и римейки. Были, конечно, и одиночные сюжеты в мире героев – никто не писал продолжений или перепевов к «Беовульфу», к «Гийому де Марешалю», к «Кудруне», к «Битве при Мэлдоне» - и слава Богу. Потому как «Беовульфа» уже дважды экранизировали, и оба раза – неудачно.
Мы сядем все за одним столом…
Одну привычку древних мы, похоже, не унаследовали. Раньше любой народ всех своих героев собирал в одном месте, вокруг одного лидера. Ахейцы вместе штурмовали Трою. Герои Эллады отправились в Колхиду на «Арго». Все рыцари Круглого Стола заседают в Камелоте у короля Артура. Друзья Роланда и Оливье пировали с Карлом Великим. Богатыри служили в дружине у князя Владимира. А попробуйте представить дружный отряд из Шрека, Гарри Поттера, Джека Воробья и горца Маклауда. И чтобы все они вместе пошли в бой, скажем, против Саурона? Покамест подобные проекты осуществлялись только в пародиях («Очень эпическое кино»). Ну да еще «Лига выдающихся джентльменов» собрала капитана Немо, Алана Куотермейна, человека-невидимку и Тома Сойера, но попытка это покамест единственная. Будем надеяться, что так оно и будет. Потому что хороший фильм или книгу легко испортить бездарным продолжением. Большинство видевших «Терминатор-3» именно так назовут эту картину. Третий «Шрек» при всех своих достоинствах (особенно в украинском переводе) все же далек от первого. Да и разница между «Матрицами» налицо. А последнюю серию советского «Шерлока Холмса» обычно предпочитают вообще не показывать.
Конечно же, время сиквелов и римейков не пройдет никогда. Слишком велик соблазн – снова встретить на книжных страницах или на экране любимого героя, узнать, что же было дальше. Кого в следующий раз одолеют Илья Муромец с Добрыней Никитичем? Защитит ли Артур Британию от врагов? Как будет Шрек с Фионой воспитывать своих «людожерчиков»? Не будет ли скучать Элизабет на берегу, дожидаясь Уилла Тернера? Будет ли так же опасно ездить во французских такси?
Не терпится все это узнать. И никак не хочется расставаться с полюбившимися героями. Поэтому наверняка, будут у нас и новые «Шреки», и новые «Крепкие орешки»… Вот только выдержат ли они сравнение с первыми частями? Зависит от режиссеров, от сценаристов. Но все же иногда лучше знать меру, и вовремя переключиться на новых героев, новые истории, новые приключения – так, чтобы осталась в сердце легкая тоска, а не тяжелое пресыщение. И глядя на теряющийся за горизонтом парус «Черной жемчужины» хотелось бы вновь увидеться с героями – в мечтах, во сне – ведь именно так легенда стает легендой, а не стершейся этикеткой на упаковке. Так думал и Гоголь, уничтоживший продолжение «Мертвых душ», и Пушкин, покинувший своего героя на полпути и вовремя отказавшийся от ненужного сиквела:
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала, полного вина,
Кто недочел ее романа
И вовремя расстался с ним
Как я с Онегиным моим.
К сожалению, уроки истории мало кому идут впрок…
Прочитано 5359 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 2,8
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Прочитала с интересом.
А что если сам автор сжился со свомими героями настолько, что хотел бы увидеть их в развитии? (Нет, конечно, я не имею в виду бесконечный сериал, допустим одно достойное продолжение.)
А вот у Онегина, кстати, нет будущего, там нечего описывать. Поэтому его эпопее конец.
Vik
2007-05-30 15:38:57
А чему, собственно, удивляться? Этот мир должен же как-то жить (и выживать),питаться и греться. Но так как он не может питаться и греться под сенью Всевышнего, то приходиться ухищряться придумывать все новое и новое для подпидки плоти. Какая, собственно, разница, кого и сколько раз экранизировали? Это безумие все больше и больше набирает обороты. Мир становится все более и более извращеннее и ненасытимее. Одной "дозы" уже мало. Требуется все больших и больших вливаний (наркоты, сериалов, секса, насилия и пр.) И так до скончания века сего. Стоит ли близко к сердцу принимать, что "Шреков" стало многовато?
Станислав
2007-06-04 02:36:10
Ваше произведение похоже на фотографию: все точно так, но где же фабула, выводы, смысл? Где художественная картина? Вик попытался сделать какие-то выводы. Без них это напоминает какой-то постмодернизм; с ними может напоминать "оргвыводы" советских времен, но ведь есть какой-то смысл в нашей жизнедеятельности?
Можно продолжить мысль автора в сторону, обозначенную Виком: а зачем все эти перепевы? Почему? Потому что нужно "хлеба и зрелищ". Замкнутый цикл из непритязательных требований потребителей и "пожрать подано" жадных авторов, эксплуатирующих глупость. Ведь видно невооруженным глазом, иногда как авторское издевательство над поглощающими экранное чтиво, глумливо-глупую фабулу, рассчитанную на чистой воды идиотов. Неужели классика - в прошлом, как и ее "потребители"? Нельзя же, на самом деле, назвать классикой первые экземпляры, даже ладно скроенные, этой "жратвы для глаз"? (Извините, "еда" тут не подходит).
Похоже, мы будем досматривать сиквелы до самого прихода их Вдохновителя.
Юзя
2007-06-04 11:28:40
"Тяжелое пресыщение" автора от шреков и крепких орешков лечится по его же, автора, рецепту: "иногда лучше знать меру, и вовремя переключиться на новых героев". К примеру, - библейских, судьбами которых полезно интересоваться часто и помногу.
кто такие "Иеговы". Откройте глаза - источник Справочник
По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского,
Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ
2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы
матрицы
"Экология духа, оккультизм и язычество"
"Новый Акрополь"
"Церковь Адамитов"
"Белое Братство"
"Международный центр космического сознания"
Группы славянского язычества: группа Доброслава
"Экология сознания"
"Движение Грааля"
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация "Колыбель Сибири"
Центр йоги "Крылья совершенства"
"Семья Детей Бога"
"Ошмарий-Чимарий"
"Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
"Рэйки"
"Энерсенс"
Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Группа В.Столбуна
"Троянова тропа"
"Церковь Последнего Завета"
"Международный эзотерический центр "Vita"
Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж"
Группа О.Андреева
Храм "Шеол"
Группа Марии де Эльфана
"Белая экология"
"Стрелы Урилы"
"Удмурт Вось"
Некоторые группы нейролингвистического
программирования
"Школа Диворга"
"Тетрада"
"Орден Храма Солнца"
Центр "Единение"
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения "Всеволод"
"Академия Золотова"
3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной
ориентации
"Ананда Марга"
"АУМ Синрике"
"Радха Соами Сатсангх"
"Брахма Кумарис"
Последователи Бабаджи
"Бахай"
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Культ Шри Чинмоя
"Международное Общество Сознания Кришны"
"Миссия Божественного Света"
Культ Раджниша (Ошо)
Центр "Униведа"
"Сахаджа-йога"
Культ Сатьи Саи Бабы
"Трансцендентальная медитация"
Тантрические секты: "Тантра-Сангха"
Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
"Тоицу Кекай"
"Восточный Дом"
"Белый лотос"
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр "Ананда"
4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации
"Богородичный Центр"
"Свидетели Иеговы"
"Церковь Объединения"
"Церковь Откровения"
"Церковь Христа" (Бостонское движение)
"Семья"
"Ревнители истинного благочестия"
Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов
5. Коммерческие культы: "Гербалайф"
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ,
тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя
деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся
в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц
(руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над
сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния
неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и
лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и
зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания
своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления
полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений
профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью,
что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и
отражено в целом ряде авторитетных документов, например:
· Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996
г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею
свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого
подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми
сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации...
широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении
психического и физического ущерба адептам";
· Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с
религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что
разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и
безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви";
· Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных
религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28,
1996 г.);
· Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об
отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" :
"Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность
и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и
его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы
гипнотического воздействия на психику человека" ……
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и
"тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных
движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и
это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то
плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее
влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные
религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только
какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди
всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых
идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы",
"Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над
людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть
религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных
религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них,
называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное
объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких
организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов
В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П.
Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с
идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их
числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего
ребенка
Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности",
"некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п.
предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки -
сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег
(должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную
действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей
стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю,
соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций,
проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч
человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении
конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в
Палате по правам человека Политического консультативного совета при
Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные
и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры
13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195
(количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то
получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных
организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего
делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой
информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской
Православной Церкви.
Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество
деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами
тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое
Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения
регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В
Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано
следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай,
большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью
областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной
области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня
только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не
зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и
направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого
принести не могут
Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций
Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную
конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство
сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис
Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в
том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных
организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом
для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки,
последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным
убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии
отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению
президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о
религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии
В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных
организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их
деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской
(религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил
образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других
областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от
21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях,
входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации,
находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей
запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих
"в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие
деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон
Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным
Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус
"традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по
строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом
президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета
только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской
православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные
законодательные акты.